Двукратный рост: в Москве увеличилось число пекарен
10.04.2024
По данным аналитиков, во второй половине 2023 г. в Москве стало в 2,5 раза больше пекарен по сравнению с состоянием на конец 2022 г.
Такой рост отметили в агентстве по подбору коммерческой недвижимости Filipov Capital. Они насчитали на московском рынке 2 433 торговые точки, где можно купить свежий хлеб и выпечку. Это на 148 % больше, чем годом ранее. Таким образом, пекарни стали самым активно развивающимся сегментом продуктового ритейла. Рост числа торговых точек объясняется тем, что возрастает интерес к торговле формата «возле дома». Хлеб, который продается в горячем виде в маленькой пекарне, привлекает больше, чем хлеб в упаковках, который можно найти на полках супермаркета.
Такой рост отметили в агентстве по подбору коммерческой недвижимости Filipov Capital. Они насчитали на московском рынке 2 433 торговые точки, где можно купить свежий хлеб и выпечку. Это на 148 % больше, чем годом ранее. Таким образом, пекарни стали самым активно развивающимся сегментом продуктового ритейла. Рост числа торговых точек объясняется тем, что возрастает интерес к торговле формата «возле дома». Хлеб, который продается в горячем виде в маленькой пекарне, привлекает больше, чем хлеб в упаковках, который можно найти на полках супермаркета.
Зачем торговые сети открывают кафе?
Ресторанный бизнес заметно пострадал от пандемии 2020 года. Тогда, по оценкам аналитиков, посещаемость кафе и ресторанов снизилась на 26 %.
Но негативная тенденция переломилась быстро – сразу после снятия ограничений. С 2021 года частота посещения кафе и ресторанов и средний чек постоянно растут. И немалую роль тут начинают играть небольшие кафе, которые располагаются прямо в продуктовых магазинах и супермаркетах.
От уголка с кофе-машиной – к полноценному кафе
В крупных городах зачастую рост жилых массивов опережает остальную инфраструктуру. Сетевые кафе и рестораны не всегда быстро приходят в новые районы. Жителям этих районов, чтобы пообедать или поужинать вне дома, приходится ехать ближе к центру города. Продуктовые ритейлеры просто работают на опережение, открывая небольшие точки общепита прямо в своих магазинах.
Еще несколько лет назад некоторые сети, такие как «Пятерочка», «Перекресток», начали открывать в магазинах уголки, где можно самостоятельно приготовить зерновой кофе в картонном стакане и оплатить его на кассе. Такие кофейные точки становятся хорошим драйвером продаж выпечки и кондитерских изделий и в целом повышают класс магазина, делают его более привлекательным для молодой и платежеспособной публики.
Следующий шаг – открытие кафетерия прямо в магазине. Именно такую тенденцию отмечают аналитики продуктового ритейла, начиная с прошлого года.
Какую выгоду получают магазины?
Как известно из многочисленных исследований в области урбанистики, наличие даже небольшого кафе на первом этаже жилого дома позитивно сказывается на окружающей обстановке, повышает привлекательность района и его безопасность. Но это, скорее, преимущество для жителей района. Какую же выгоду получают владельцы магазинов?
Все просто: так они увеличивают проходимость магазина и время, которое покупатели проводят в нем.
С развитием сервисов доставки продуктов возникла проблема – как вернуть трафик покупателей в магазины? В последние 3–4 года доставка продуктов стала доступнее, она вышла за пределы крупных городов. Появилось больше приложений-агрегаторов, а также дарксторы – сети особого формата, которые осуществляют только доставку под заказ со склада, без торговли в физических магазинах. Например, питерский «Самокат», который, хоть и появился в 2017 году, основное развитие и распространение получил в период пандемии.
За время ковидных ограничений многие покупатели попробовали формат доставки и оценили его: не нужно идти в магазин, терять время на выбор товаров, все это можно сделать в приложении.
Но как в этом случае быть сетевым магазинам классического формата? Чем привлечь покупателей? Один из способов – это открытие кафетериев на своей территории.
Вот несколько преимуществ, которые получают владельцы магазинов:
- Запах кофе сам по себе делает магазин более привлекательным, уютным, является фактором увеличения спроса.
- Покупка кофе увеличивает время, которое покупатель проводит в магазине, стимулирует продажи продукции собственной торговой марки и повышает средний чек.
- Наличие кафе привлекает более платежеспособных покупателей.
- Прийти поработать в кафе могут те, кто в 2020-м перешел на удаленный формат работы и передумал возвращаться в офис.
Разумеется, чаще всего мы слышим об открытии кафе в сетях, ориентированных на покупателей со средним доходом либо выше среднего. Это прежде всего «Азбука вкуса», «Перекресток», «Вкусвилл» и «Лента». Однако сети магазинов эконом-класса, такие, как «Пятерочка», также развивают подобные форматы.
Комфорт превыше всего
Серьезные исследования посвящены факторам, которые влияют на принятие решения о покупке. И цена товара – лишь один из факторов, но не единственный. Для большого сегмента покупателей значимыми становятся:
- Комфорт при посещении магазина.
- Широкий выбор, возможность найти редкие, сезонные продукты.
- Уровень сервиса, общее впечатление от магазина.
В этом смысле открытие своего кафе позволяет заметно повысить удовлетворенность от посещения магазина. И в конечном счете склоняет на сторону бренда немалую часть покупателей – тех, кто готов потратить больше.
Как рост цен отразился на развитии этого сегмента общепита?
В последние несколько лет отмечался рост инфляции:
- 2020 год – 4,9 %
- 2021 год – 8,39 %
- 2022 год – 11,94 %
Только в 2023 году отмечено снижение темпов роста цен до 7,42 %. Но, как показывает аналитика, для большого сегмента покупателей цена не является основным фактором принятия решения.
Поэтому, несмотря на значительный рост цен на продукты, в секторе общепита отмечается стабильный спрос. Главной же задачей для магазинов становится привлечение потока покупателей именно в их магазин.